Начну с того, что целью поездки на Байкал была не рыбалка, а отдых и созерцание. Поэтому в отчете вы не найдете кучу фотографий с большими рыбами, которые на вытянутых руках кажутся еще больше Порыбачить все же удалось, может, не так много, как бы хотелось. С другой стороны, очень повезло, т.к. спиннинг брался из расчета "ну как это быть на Байкале и не разу не порыбачить". Поэтому и сам выбор трэвел варианта спиннинга выдался не самым удачным, все происходило в последний день по принципу покупки "кота в мешке"...
Поездка задумывалась нами давно. Только постоянно откладывалась - сначала нежелание ехать с толпой туристов, потом я тормозил процесс, т.к. планировался чемпионат Москвы и желание помочь команде с подготовкой в нем. Наконец, что называется, раздуплились, купили билеты и начали продумывать маршрут поездки. Едем в первый раз, поэтому решено было придерживаться основных туристических маршрутов: Иркутск, Ольхон - Хужир, Хобой, Жима, потом вернуться в Иркутск, потом в Слюдянку, может быть забраться на пик Черского и проехать по Кругобайкалке. Раньше мы никогда тщательно не планировали каждый день нашего путешествия и тем более никогда не ездили в различные туры. Непредсказуемость - залог любого приключения
Наша команда состояла из двух человек. Это я и моя девушка Наташа, с которой легко и приятно путешествовать.
Итак, собираемся в дорогу. Предполагаем, что будем много ходить и совершать небольшие восхождения, поэтому готовимся как в категорийный поход: обезвоженная еда, аптечка, ремнабор. Закупили недостающую штормовую одежду. В общем собрались как в пеший поход, в то время как душа звала куда-нибудь прийти и поваляться всё время поездки.
Вылет в ночь. Из-за разницы часовых поясов прилетаем уже в полдень. Смотрю я на взлетную полосу и чувствую какую-то подставу. В Иркустке ни разу не был, но аэропорт в нем должен быть совсем неподалеку от города, а здесь не так. Забегая вперед, нужно сказать, что в нашей поездке нам очень сильно повезло несколько раз, что и повлияло на успех всего нашего предприятия. Так вот, в этот момент нам крупно везет первый раз: девушка стюардесса невозмутимо объявляет, что наш самолет произвел посадку в городе Улан-Удэ, в Иркутске туман, так что мы полетим туда позже, примерно через 2 часа. Желающие же могут попросить свой багаж и остаться здесь.
Мы думаем недолго: Иркутск от нас никуда не денется, самолет в УУдэ стоит намного дороже иркутского и у нас реальный шанс побывать в Чивыркуйском заливе задешево. Другое дело, что к этому мы совсем не готовились, приготовленные карты и ГПС-точки нам совершенно безполезны. Куда идти и на чем ехать тоже не совсем понятно, но мы полны сил и оптимизма, ведь впереди целая неделя отдыха. Колеблемся, в аэропорту смотрим карту в лавке сувениров, и решаемся...
Итак, Чивыркуй. Что я знал о нем. То, что это мелководный относительно средней глубины Байкала залив, в котором много привычной для нас рыбы и она крупная, что где-то там есть рыболовная база и что обо всем этом я знаю из статей Савина и Шорина в СР в 200каком-то году. Хорошо, что перечитал их перед поездкой, помню, что нужно добраться до Усть-Баргузина на автобусе, а потом пройти 40 км пешком. Куда конкретно, в принципе понятно - после парома по перешейку на полуостров Святой нос идет дорога, потом поворачивает направо и проходит через населенные пункты. В общем тогда мы не знали, насколько это сложный путь и это сыграло нам на руку.
В городе мы покупаем 5-ти километровую карту - наш единственный источник информации за всю дорогу. Т.к. толком не знаем куда ехать и как там обстоят дела с дровами, приходится побегать по всему Улан-Удэ в поисках газа для горелки(который нельзя перевозить в самолете). Что характерно, портативные газовые горелки в город завезли(благо страна-производитель совсем недалеко), но с газом какая-то задница, бегаем по городу в поисках, заодно и осмотриваем город. До этого узнаем, что с транспортом в Удэ тоже не очень, официальные автобусы уходят в Усть рано утром, автобус-такси от ж/д станции - по мере наполнения с 11 до 12. Более менее часто ходят автобусы до Горячинска, что на пути до Устья, на нем мы и поехали в 16 часов. Ходим, фотографируем, ведем себя как классические туристы. Вокруг первосентябрьские дети, солнце, по-летнему теплая погода. Люди с удивлением смотрят на нас, девушки в одном из спортивных магазинов говорят, что вообще не видели настоящих туристов с рюкзаками, задают смешные вопросы, но при этом отзывчивы и охотно нам помогают в поисках газа. Который, собака, нам почти не понадобился в будущем. Вообще, то, что людей с рюкзаками там видят очень редко - довольно удивительно. Маршрут Москва-Иркутск-Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин сейчас сверхпопулярный среди иностранцев. Наверное, половина всех молодых европейских путешественников, приезжающих в Москву, едет затем по Transsiberian. В разгаре поисков натыкаемся на парочку таких же как мы с рюкзаками, которые оказываются поляками, собирающиеся, конечно же, в Улан-Батор, а затем в Китай(где продается газ, не знают ). Рассказываем им, как добраться до главной достопримечательности Удэ, многотонной головы вождя.
Итак, найдя газ(магазин Рыбак, Свердлова 22, недалеко от автовокзала), едем в Горячинск. Несколько слов о дороге. Сложно найти на ней километровый участок, без колдобин, ям и прочего бездорожья. Через некоторое количество километров асфальт пропадает как класс и дальше едешь по смеси камня, песка, пыли и еще бог знает чего. Новая дорога строится, попадаются куски свежеположенного асфальта, но до полного покрытия еще очень и очень далеко. Что, в принципе, радует: несмотря на плохую дорогу вдоль нее на берегу Байкала полно стоянок со столиками и костровищами, соответственно и мусора рядом с ними хватает. Как только сделают хорошую дорогу, держу пари, количество отдыхающих увеличиться на порядок, а особо пронырливые обязательно построят там дачку. Собственно, вот и Горячинск. Очень маленькая деревенька, в которой главная достопримечательность - курорт(собственно, поэтому туда и ходит больше транспорта, чем в Усть). Высадившись там и потерпев неудачу в попытке уговорить водителя довести нас до Усть-Баргузина, мы понимаем, что совершили ошибку. Если ехать стопом лучше высадиться в предыдущем нас. пункте рядом с заправкой. Делать нечего, выходим на дорогу и идем вперед, надеясь дойти до воды затемно(дорога в этом месте отходит от озера). Идем медленно, пытаемся стопить, и тут нам крупно везет во второй раз. Останавливается мини-автобус, в нем пара водителей после рабочей недели едут к себе домой в Курумкан. Это вообще конец света: на карте дорога отмечена, но фактически, с их слов, уже отсутсвует. Обещают довести до устья и увезти за паром. Радуют нас, что до населенного пункта Курбулик на полуострове целых 65 км, но рыбаки там ездят. Навстречу нам то и дело проезжают грузовики, груженые лесом - в Китай, думаю я...
Подъезжаем к парому уже ночью, но у парней здесь куча знакомых, так что они будят паромщика и переправляются с нами через Баргузин. Проехав 200 метров, высаживаемся на повороте в нац. парк и дальше идем пешком в полной темноте. Мы экономим батарейки на налобном фонарике, благо луна светит в полную силу; немного жутковато, но мы идем вперед. Наша цель - несколько озер через 4-5 километров от начала дороги, где и ставим палатку через час пути.
Коварная разница часовых поясов сделала свое черное дело - мы просыпаемся только в 11 по местному. На горизонте уже видна цель - горы на полуустрове и если б не карта, я бы оценил расстояние до них в 5-10 км. Пока собираемся в дорогу, слышим периодически(примерно раз в час) шум двигателей проезжающих мимо машин, что не может не радовать. Трогаемся, по пути узнаем название этих озер.
Светит солнце, довольно жарко для ходьбы и в голову уже закрадываются предательские "может все-таки надо было лететь в Иркутск?". Через полчаса встречаем дедушку с ведром брусники, он, сам того не ведая, успокаивает нас: "Куда вам торопится? Километров через 15 будет угол, до конца дня дойдете." Настроение поднимается, шагаем приободренные вперед и удача подкрадывается к нам снова: нас догоняет джип с московскими номерами. Водитель держит путь на Монахово(несколько километров не доезжая до Курбулика) и обещает добросить нас. По дороге немного общаемся. Работает он на московскую фирму, организующую прогулки на кораблике по Байкалу, и едет сейчас на корабль, стоящий в Монахово. Цена - 100 тыр в сутки. Так что ездят в основном руководители фирм, их родственники и сотрудники. Дело осложняется высокими ценами на авиабилеты, поэтому основные массы туристов летят в Иркутск. "А в Иркутске нечего смотреть, у них Байкал под боком, но едут они за 600 км к нам в Бурятию". Мы как раз проезжаем мимо живописных мест: слева Байкал, песчаный берег, редкие сосны.
Много деревянных столиков и скамеек для отдыха, над некоторыми - каркасы для тента: обустроено, но чисто. Узнаем немного про Бурятию. В общем, проблемы те же, что и у любого региона России: работает 2 крупных предприятия, остальное все загнулось, молодежь либо спивается, либо уезжает в крупные города, либо в Москву. Колхозы развалились, поднимать их некому, а если и поднять - работать будет некому, потому как все бухают. Лес потихоньку разворовывают и продают Китаю - подтверждает мои мысли на этот счет. Зато в Москве строят горнолыжный комплекс мирового масштаба - это уже мои мысли... За разговорами доехали до Монахово.
Водитель оказался хорошим человеком, подвез, посоветовал идти в Курбулик, где можно договориться про транспорт обратно и найти магазин. Благодарим его, прощаемся, но не идем сразу к автомобильной дороге в Курбулик, а хотим сначала омыть ноги в священном озере Байкал. Обмыв и испив воды самого чистого озера планеты, вдруг к нашему счастью(в очередной раз) обнаруживаем туристическую тропу.
Карта
Начало тропы
Тропа обещает провести нас вдоль побережья через Катунь и Курбулик, что гораздо интереснее, чем идти по автомобильной дороге лесом.
Как мы узнали впоследствии, тропа - не просто осталась с тех советских времен, когда кому-то что-то было нужно и занимались даже тем, что не приносит прибыль: обустраивали национальные парки, прокладывали тропы, вбивали вдоль нее указатели и проч. Она является частью Большой Байкальской тропы, создавать и поддерживать которую приезжают волонтеры не только из России, но и из других стран. Прочитать подробнее можно на сайте этого движения. Расскажу немного про тот участок, который расположен на Святом носу и соединяет село Монахово с горячими серными источниками на Змеином мысе. Тропа протяженностью 20 км, имеет перепад высот не более 50 метров и довольно легка для прохождения практически любому. Дорога проходит в основном по лесу, но часто выходит близко к озеру и тогда открываются красивые виды с гор, либо выходит на песчаные пляжи, где можно искупаться и встать на ночлег. Я бы посоветовал проделать этот путь с детьми, если таковые имеются, чтобы показать, что есть еще кое-что, кроме бетона и асфальта Заблудиться во время прохождения вряд ли получиться, главное - всюду следовать указателям. Неудобства в виде комаров, клещей(ранним летом) и змей(редко - мы видели одну за все время) вероятны, но легкопреодолимы.
Виды с тропы
Итак, неспеша бредем по тропе. Фотографируем, наслаждаемся запахами тайги, звуками леса и иногда шумом прибоя. В общем, оказались городские жители на природе и ничего им уже не надо. Ну, только у меня в голове свои тараканы, мол, плохой спиннинг я взял, не Чивыркуйский формат.
Таким образом доходим постепенно до Катуни. Поселок - меньше 20 домов, из них жилых еще меньше, на берегу трое жителей, к ним и подходим. От них и узнаем, что кончается тропа горячими целебными источниками, которые невозможно пропустить благодаря их сероводородному запаху. Рыбы у них нет, но нам бы нужно поспрашивать в Курбулике, который в 40 минутах ходьбы отсюда. Рыбу с берега (я не мог не задать этот вопрос) можно половить в Сорожьей бухте, которая расположена между двумя поселками.
Перекусываем, отдыхаем, неспеша трогаемся дальше по тропе. Солнце уже низко, поэтому сразу встаем, как только начинается Сорожья бухта. Место отличное, и на первый взгляд довльно перспективное в плане рыбалки. Первым делом палатка, костер, кипятить воду, а потом быстро-быстро собираю снасти. Понимаю, что здесь особо выпендриваться не надо: ставлю колебло и на втором забросе ловлю щупака. Размер подмосковный, однако факт налицо: в Байкале рыба есть
Продолжение/редактирование следует...
Поездка задумывалась нами давно. Только постоянно откладывалась - сначала нежелание ехать с толпой туристов, потом я тормозил процесс, т.к. планировался чемпионат Москвы и желание помочь команде с подготовкой в нем. Наконец, что называется, раздуплились, купили билеты и начали продумывать маршрут поездки. Едем в первый раз, поэтому решено было придерживаться основных туристических маршрутов: Иркутск, Ольхон - Хужир, Хобой, Жима, потом вернуться в Иркутск, потом в Слюдянку, может быть забраться на пик Черского и проехать по Кругобайкалке. Раньше мы никогда тщательно не планировали каждый день нашего путешествия и тем более никогда не ездили в различные туры. Непредсказуемость - залог любого приключения
Наша команда состояла из двух человек. Это я и моя девушка Наташа, с которой легко и приятно путешествовать.
Итак, собираемся в дорогу. Предполагаем, что будем много ходить и совершать небольшие восхождения, поэтому готовимся как в категорийный поход: обезвоженная еда, аптечка, ремнабор. Закупили недостающую штормовую одежду. В общем собрались как в пеший поход, в то время как душа звала куда-нибудь прийти и поваляться всё время поездки.
Вылет в ночь. Из-за разницы часовых поясов прилетаем уже в полдень. Смотрю я на взлетную полосу и чувствую какую-то подставу. В Иркустке ни разу не был, но аэропорт в нем должен быть совсем неподалеку от города, а здесь не так. Забегая вперед, нужно сказать, что в нашей поездке нам очень сильно повезло несколько раз, что и повлияло на успех всего нашего предприятия. Так вот, в этот момент нам крупно везет первый раз: девушка стюардесса невозмутимо объявляет, что наш самолет произвел посадку в городе Улан-Удэ, в Иркутске туман, так что мы полетим туда позже, примерно через 2 часа. Желающие же могут попросить свой багаж и остаться здесь.
Мы думаем недолго: Иркутск от нас никуда не денется, самолет в УУдэ стоит намного дороже иркутского и у нас реальный шанс побывать в Чивыркуйском заливе задешево. Другое дело, что к этому мы совсем не готовились, приготовленные карты и ГПС-точки нам совершенно безполезны. Куда идти и на чем ехать тоже не совсем понятно, но мы полны сил и оптимизма, ведь впереди целая неделя отдыха. Колеблемся, в аэропорту смотрим карту в лавке сувениров, и решаемся...
Итак, Чивыркуй. Что я знал о нем. То, что это мелководный относительно средней глубины Байкала залив, в котором много привычной для нас рыбы и она крупная, что где-то там есть рыболовная база и что обо всем этом я знаю из статей Савина и Шорина в СР в 200каком-то году. Хорошо, что перечитал их перед поездкой, помню, что нужно добраться до Усть-Баргузина на автобусе, а потом пройти 40 км пешком. Куда конкретно, в принципе понятно - после парома по перешейку на полуостров Святой нос идет дорога, потом поворачивает направо и проходит через населенные пункты. В общем тогда мы не знали, насколько это сложный путь и это сыграло нам на руку.
В городе мы покупаем 5-ти километровую карту - наш единственный источник информации за всю дорогу. Т.к. толком не знаем куда ехать и как там обстоят дела с дровами, приходится побегать по всему Улан-Удэ в поисках газа для горелки(который нельзя перевозить в самолете). Что характерно, портативные газовые горелки в город завезли(благо страна-производитель совсем недалеко), но с газом какая-то задница, бегаем по городу в поисках, заодно и осмотриваем город. До этого узнаем, что с транспортом в Удэ тоже не очень, официальные автобусы уходят в Усть рано утром, автобус-такси от ж/д станции - по мере наполнения с 11 до 12. Более менее часто ходят автобусы до Горячинска, что на пути до Устья, на нем мы и поехали в 16 часов. Ходим, фотографируем, ведем себя как классические туристы. Вокруг первосентябрьские дети, солнце, по-летнему теплая погода. Люди с удивлением смотрят на нас, девушки в одном из спортивных магазинов говорят, что вообще не видели настоящих туристов с рюкзаками, задают смешные вопросы, но при этом отзывчивы и охотно нам помогают в поисках газа. Который, собака, нам почти не понадобился в будущем. Вообще, то, что людей с рюкзаками там видят очень редко - довольно удивительно. Маршрут Москва-Иркутск-Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин сейчас сверхпопулярный среди иностранцев. Наверное, половина всех молодых европейских путешественников, приезжающих в Москву, едет затем по Transsiberian. В разгаре поисков натыкаемся на парочку таких же как мы с рюкзаками, которые оказываются поляками, собирающиеся, конечно же, в Улан-Батор, а затем в Китай(где продается газ, не знают ). Рассказываем им, как добраться до главной достопримечательности Удэ, многотонной головы вождя.
Итак, найдя газ(магазин Рыбак, Свердлова 22, недалеко от автовокзала), едем в Горячинск. Несколько слов о дороге. Сложно найти на ней километровый участок, без колдобин, ям и прочего бездорожья. Через некоторое количество километров асфальт пропадает как класс и дальше едешь по смеси камня, песка, пыли и еще бог знает чего. Новая дорога строится, попадаются куски свежеположенного асфальта, но до полного покрытия еще очень и очень далеко. Что, в принципе, радует: несмотря на плохую дорогу вдоль нее на берегу Байкала полно стоянок со столиками и костровищами, соответственно и мусора рядом с ними хватает. Как только сделают хорошую дорогу, держу пари, количество отдыхающих увеличиться на порядок, а особо пронырливые обязательно построят там дачку. Собственно, вот и Горячинск. Очень маленькая деревенька, в которой главная достопримечательность - курорт(собственно, поэтому туда и ходит больше транспорта, чем в Усть). Высадившись там и потерпев неудачу в попытке уговорить водителя довести нас до Усть-Баргузина, мы понимаем, что совершили ошибку. Если ехать стопом лучше высадиться в предыдущем нас. пункте рядом с заправкой. Делать нечего, выходим на дорогу и идем вперед, надеясь дойти до воды затемно(дорога в этом месте отходит от озера). Идем медленно, пытаемся стопить, и тут нам крупно везет во второй раз. Останавливается мини-автобус, в нем пара водителей после рабочей недели едут к себе домой в Курумкан. Это вообще конец света: на карте дорога отмечена, но фактически, с их слов, уже отсутсвует. Обещают довести до устья и увезти за паром. Радуют нас, что до населенного пункта Курбулик на полуострове целых 65 км, но рыбаки там ездят. Навстречу нам то и дело проезжают грузовики, груженые лесом - в Китай, думаю я...
Подъезжаем к парому уже ночью, но у парней здесь куча знакомых, так что они будят паромщика и переправляются с нами через Баргузин. Проехав 200 метров, высаживаемся на повороте в нац. парк и дальше идем пешком в полной темноте. Мы экономим батарейки на налобном фонарике, благо луна светит в полную силу; немного жутковато, но мы идем вперед. Наша цель - несколько озер через 4-5 километров от начала дороги, где и ставим палатку через час пути.
Коварная разница часовых поясов сделала свое черное дело - мы просыпаемся только в 11 по местному. На горизонте уже видна цель - горы на полуустрове и если б не карта, я бы оценил расстояние до них в 5-10 км. Пока собираемся в дорогу, слышим периодически(примерно раз в час) шум двигателей проезжающих мимо машин, что не может не радовать. Трогаемся, по пути узнаем название этих озер.
Светит солнце, довольно жарко для ходьбы и в голову уже закрадываются предательские "может все-таки надо было лететь в Иркутск?". Через полчаса встречаем дедушку с ведром брусники, он, сам того не ведая, успокаивает нас: "Куда вам торопится? Километров через 15 будет угол, до конца дня дойдете." Настроение поднимается, шагаем приободренные вперед и удача подкрадывается к нам снова: нас догоняет джип с московскими номерами. Водитель держит путь на Монахово(несколько километров не доезжая до Курбулика) и обещает добросить нас. По дороге немного общаемся. Работает он на московскую фирму, организующую прогулки на кораблике по Байкалу, и едет сейчас на корабль, стоящий в Монахово. Цена - 100 тыр в сутки. Так что ездят в основном руководители фирм, их родственники и сотрудники. Дело осложняется высокими ценами на авиабилеты, поэтому основные массы туристов летят в Иркутск. "А в Иркутске нечего смотреть, у них Байкал под боком, но едут они за 600 км к нам в Бурятию". Мы как раз проезжаем мимо живописных мест: слева Байкал, песчаный берег, редкие сосны.
Много деревянных столиков и скамеек для отдыха, над некоторыми - каркасы для тента: обустроено, но чисто. Узнаем немного про Бурятию. В общем, проблемы те же, что и у любого региона России: работает 2 крупных предприятия, остальное все загнулось, молодежь либо спивается, либо уезжает в крупные города, либо в Москву. Колхозы развалились, поднимать их некому, а если и поднять - работать будет некому, потому как все бухают. Лес потихоньку разворовывают и продают Китаю - подтверждает мои мысли на этот счет. Зато в Москве строят горнолыжный комплекс мирового масштаба - это уже мои мысли... За разговорами доехали до Монахово.
Водитель оказался хорошим человеком, подвез, посоветовал идти в Курбулик, где можно договориться про транспорт обратно и найти магазин. Благодарим его, прощаемся, но не идем сразу к автомобильной дороге в Курбулик, а хотим сначала омыть ноги в священном озере Байкал. Обмыв и испив воды самого чистого озера планеты, вдруг к нашему счастью(в очередной раз) обнаруживаем туристическую тропу.
Карта
Начало тропы
Тропа обещает провести нас вдоль побережья через Катунь и Курбулик, что гораздо интереснее, чем идти по автомобильной дороге лесом.
Как мы узнали впоследствии, тропа - не просто осталась с тех советских времен, когда кому-то что-то было нужно и занимались даже тем, что не приносит прибыль: обустраивали национальные парки, прокладывали тропы, вбивали вдоль нее указатели и проч. Она является частью Большой Байкальской тропы, создавать и поддерживать которую приезжают волонтеры не только из России, но и из других стран. Прочитать подробнее можно на сайте этого движения. Расскажу немного про тот участок, который расположен на Святом носу и соединяет село Монахово с горячими серными источниками на Змеином мысе. Тропа протяженностью 20 км, имеет перепад высот не более 50 метров и довольно легка для прохождения практически любому. Дорога проходит в основном по лесу, но часто выходит близко к озеру и тогда открываются красивые виды с гор, либо выходит на песчаные пляжи, где можно искупаться и встать на ночлег. Я бы посоветовал проделать этот путь с детьми, если таковые имеются, чтобы показать, что есть еще кое-что, кроме бетона и асфальта Заблудиться во время прохождения вряд ли получиться, главное - всюду следовать указателям. Неудобства в виде комаров, клещей(ранним летом) и змей(редко - мы видели одну за все время) вероятны, но легкопреодолимы.
Виды с тропы
Итак, неспеша бредем по тропе. Фотографируем, наслаждаемся запахами тайги, звуками леса и иногда шумом прибоя. В общем, оказались городские жители на природе и ничего им уже не надо. Ну, только у меня в голове свои тараканы, мол, плохой спиннинг я взял, не Чивыркуйский формат.
Таким образом доходим постепенно до Катуни. Поселок - меньше 20 домов, из них жилых еще меньше, на берегу трое жителей, к ним и подходим. От них и узнаем, что кончается тропа горячими целебными источниками, которые невозможно пропустить благодаря их сероводородному запаху. Рыбы у них нет, но нам бы нужно поспрашивать в Курбулике, который в 40 минутах ходьбы отсюда. Рыбу с берега (я не мог не задать этот вопрос) можно половить в Сорожьей бухте, которая расположена между двумя поселками.
Перекусываем, отдыхаем, неспеша трогаемся дальше по тропе. Солнце уже низко, поэтому сразу встаем, как только начинается Сорожья бухта. Место отличное, и на первый взгляд довльно перспективное в плане рыбалки. Первым делом палатка, костер, кипятить воду, а потом быстро-быстро собираю снасти. Понимаю, что здесь особо выпендриваться не надо: ставлю колебло и на втором забросе ловлю щупака. Размер подмосковный, однако факт налицо: в Байкале рыба есть
Продолжение/редактирование следует...
Комментарий